/ 0a
 / 0a
8 (495) 115-6832
Доставка только по России. Выбери город

Как заинтересовать ребенка наукой?

14 апреля 2015
prev
next

Есть два пути.

Первый – сделать желание исследовать частью жизни семьи. 
Второй – пустить на самотек и просто радоваться жизни, играть, строить с ребенком искренние и заботливые отношения. Это просто.
А если сложно – то поразмышляем. 

Из чего же состоит наука и научное знание? Это исследования, опыты, способность находить и доказывать явления, незамеченные другими. Это эксперименты, вопросы и ответы, парадоксы, пылкие и стойкие стремления, настойчивость, блеск в глазах, творчество. А частенько – и способность доводить окружающих до белого каления.
Никого не напоминает? По-моему, очень похоже на то, что делают дети в любом возрасте.

Как поддержать малышей, не дать потеряться по пути взросления? Как не позволить этим чудесным вещам превратиться в пассивность, отсутствие любознательности, безынициативность?
 Нужно развивать то, что дети умеют сразу – стремление смотреть, трогать, чувствовать, играть. Используйте природные материалы, «трогательные» игрушки, например, наборы I`m Toy – из ящиков или скамеек.

 Чуть позже поддержите желание задавать вопросы. Спрашивать – это отдельное и очень важное научное умение. Даже не умея говорить, дети уже способны спрашивать – взглядом и приподнятыми бровками. Не оставляйте это без внимания и превращайте в игру. Если ребенок задал вопрос – не отвечайте на него сразу, предложите порассуждать – именно так развивается мышление. 

Следующим шагом будет способность видеть проблему, затруднение, неопределенность. А это целое поле для исследований и поисков решений. Например, на кастрюле с кипящей водой скачет и гремит крышка. Можно ее просто убрать, но тогда не сочинить историю и не найти объяснения, почему она так гремит и скачет. Интересно сравнивать соленое и кислое, теплое и холодное – стоит только начать. Тактильное лото «Животные» или динамические конструкторы вдохновят малыша на поиски решения. А задача взрослых – направить ребенка на этот поиск, поддержать потребность исследовать.

Исследования могут быть разными:
– одни требуют наблюдений, экспериментов и опытов,
– вторые – сбора фактов из книг, фильмов, словарей, бесед,
– третьи – привлечения фантазии о несуществующем, невозможном.

Очень помогут родителям книги Н.М.Зубковой «Опыты и эксперименты для детей».

Большой интерес к науке начинается с сюжетно-ролевых игр: в звездочета, биолога, археолога. Придумайте вместе с ребенком атрибуты, костюмы, и начните игру. Например, играем в космонавтов – с помощью игрушки Космодром. Не будьте слишком серьезны, юмор неотделим от науки. После игры можно устроить шутливый ученый совет, подвести итоги, записать открытия в бортовой журнал. 

Следующий шаг – знакомим детей с настольными играми по правилам, хорошо будет совместить их с сюжетно-ролевыми. Такие игры дисциплинируют мышление, учат самоконтролю, развивают коммуникативные навыки и необходимые ученому наблюдательность, внимание, смекалку.

Любой науке нужны исследования, а еще планирование и отчеты об открытиях. Все это можно делать, придумывая идеи для семейных праздников, выходных или любых других мероприятий. А отчеты о научных открытиях… тут допустима любая фантазия. 
Родительские сердца обязательно подскажут вам, в какой научной сфере ваш ребенок будет самым успешным. Главное, помните: наукой можно заниматься только добровольно.